Версия для слабовидящих

Определение порядка общения с ребенком

Принцип равенства прав и обязанностей родителей закреплен в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. Согласно данному конституционному принципу забота о детях, их воспитание является в равной степени правом и обязанностью обоих родителей.

Согласно ч.1 ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. При этом родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Расторжение брака родителей, равно как и фактическое прекращение семейных отношений, не является основанием для ограничения родителя, проживающего отдельно, в родительских правах, в частности, в возможности общаться с ребёнком, заниматься его воспитанием, заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии и др. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет абсолютно такие же права, как и родитель, с которым проживает ребёнок. Таким образом, в том случае если один из родителей ограничен другим родителем в общении с ребенком или иных правах, то он может обратиться в суд за защитой своих прав с исковым заявлением об определении порядка общения с ребенком или др. При разрешении судами споров, связанных с воспитанием детей, суд принимает во внимание конкретные условия, в которых воспитывается ребенок, его возраст, состояние здоровья, привязанность к каждому из родителей и иные обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. С учетом того, что проблемы каждой семьи уникальны и индивидуальны, то суд при разрешении каждого возникающего спора учитывает именно конкретные обстоятельства. Из решения суда становится понятно, какие доказательства суд принимает, а какие нет, а также какие обстоятельства подлежат доказыванию при рассмотрении споров по воспитанию ребенка.

В большинстве случаев истцом по данной категории дел выступают отец ребенка, поскольку ребенок остается проживать с матерью. Безусловно, ситуации бывают, различны: нередки случаи, когда отец хочет установить такой график общения, который напротив противоречит интересам ребенка и нарушает права матери, например, отец, просит отдавать малолетнего ребенка на длительные промежутки времени с «ночевкой» (на выходные дни, праздники, отпуск и т.д.), а иногда мать действительно необоснованно лишает отца нормального общения с ребенком. Совершенно очевидно, что длительные интервалы времени без матери могут негативным образом отразиться на состоянии малолетнего ребенка. В связи с этим мы рекомендуем, возражать против такого графика общения мотивируя это следующим: что ребенок является малолетним и больше привязан к матери, и что столь длительный период времени без общения с матерью может негативно повлиять на развитие ребенка.

Таким образом, при решении вопроса об установлении места общения с ребенком суд должен исходить из интересов ребенка и с учетом обстоятельств каждого конкретного дела определять порядок такого общения. В решении суда должно быть определено не только время общения, но и место общения.

При рассмотрении споров об определении графика общения с ребенком судебная практика исходит из следующего: место встреч родителя, проживающего отдельно, и ребенка должно определяться в зависимости от конкретных обстоятельств и не может быть ограничено лишь местом жительства родителя, с которым ребенок проживает (Определении от 21.01.2003 N 33-113 Судебной коллегия Пензенского областного суда). Так, по мнению судов местами встреч могут быть места детского досуга, учреждений культуры и отдыха.

Судебная практика исходит из того, что порядок общения родителя с ребенком должен быть установлен с конкретизацией дней общения. Установление порядка общения родителя с ребенком без определения конкретных дней общения делает решение суда неисполнимым, неопределенность конкретных дней препятствует планированию режима ребенка и ставит в неопределенное положения действия родителя, с которым проживает ребенок.

Важная информация

  • ЕГЭ/ГИА 2020

    ЕГЭ/ГИА 2020

  • Программы

    Программы

  • План работы

    План работы

  • Родителям

    Родителям

  • 80 лет РО

    80 лет РО

  • Горячая линия ЕГЭ

    Горячая линия ЕГЭ

  • Горячая линия

    Горячая линия