Версия для слабовидящих

Порядок определения места жительства ребенка при разводе родителей

При возникновении между родителями спора о том,  с кем из них будет проживать ребенок (в том числе и после расторжения брака) родителям следует обратиться в суд с соответствующим заявлением по месту жительства того родителя в отношении которого подается иск.

Исковые заявления об определении места жительства ребен­ка рассматриваются федеральными (районными, городскими) судами в двухмесячный срок с момента поступления заявления в суд. Рассматривая дела данной категории, суд в соответствии со ст. 78 СК РФ к участию в деле должен привлечь орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и ос­нованное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказа­тельствами.

При подготовке дел данной категории к судебному раз­бирательству судья определяет обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие до­казыванию сторонами, обращает особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком. Такие дела назнача­ются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства, составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследова­ния условий жизни лиц, претендующих на воспитание ре­бенка.

В соответствии со ст. 56, 148 ГПК РФ суды к имеющим значение обстоятельствам, подлежащим доказыванию сторо­нами, как правило, относят:

  • привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, другим членам семьи;
  • возраст ребенка;
  • нравственные и иные личные качества родителей (харак­теризующие их данные, уровень образования родителей, на­личие у них работы, в случае отсутствия — причины незаня­тости);
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком (как исполняют родители свои родительские обя­занности по отношению к детям, как учитывают их интересы, имеется ли взаимопонимание между каждым родителем и ре­бенком);
  • возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, мате­риальное и семейное положение родителей и др.);
  • обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (уро­вень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, уровень заболеваемости населе­ния, экологическая обстановка в районе населенных пунк­тов и др.).

Обязанность доказывания этих обстоятельств распределя­ется судом между сторонами следующим образом.

  1. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию истцом:
  • то, что ребенок привязан к истцу и что у него есть воз­можность обеспечить взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и другим родителем; что другой родитель (от­ветчик) ограничивает право истца на общение с ребенком;
  • что он может и способен заниматься воспитанием детей;
  • что нравственные и иные личные качества истца (харак­теризующие данные, уровень образования, наличие работы, в случае отсутствия — причины незанятости) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей и являются более высокими, чем у ответчика;
  • что отношения, существующие между истцом и ребен­ком, хорошие: истец принимает меры по содержанию ребен­ка, учитывает его интересы, имеется взаимопонимание меж­ду истцом и ребенком;
  • что истец имеет возможность создания ребенку необхо­димых условий для воспитания и развития, что у него имеются необходимые жилищные условия, достаточный заработок, пред­меты мебели и вещи для ребенка, что режим его работы не превышает нормальной продолжительности рабочего дня и не позволяет истцу уезжать куда-либо в командировки, по време­ни превышающие рабочий день; что у истца есть возможность обеспечить посещение ребенком детских дошкольных учреж­дений и школы, получение им образования, а также возмож­ность уделять необходимое время нравственному и физиче­скому развитию ребенка, наличие или отсутствие у истца другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц;
  • что обстоятельства, характеризующие обстановку, сло­жившуюся в месте проживания истца (уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность полу­чения образования, медицинской помощи, обеспеченность коммунальными услугами жилья, в котором может прожи­вать ребенок, уровень заболеваемости населения, экологическая обстановка и др.), не могут оказать неблагоприятного воздействия на воспитание и здоровье ребенка.
  1. 2. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию ответчиком:

 то, что ребенок привязан к нему и что у него есть воз­можность обеспечить взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и другим родителем;

  • что он может и способен заниматься воспитанием детей;
  • что его нравственные и иные личные качества (харак­теризующие данные, уровень образования, наличие рабо­ты, в случае отсутствия — причины незанятости) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей и являются более высокими, чем у истца;

 что отношения, существующие между ним и ребенком, хорошие: он принимает меры по содержанию ребенка, учи­тывает его интересы, имеется взаимопонимание между ним я ребенком;

  • что он имеет возможность создания ребенку необходи­мых условий для воспитания и развития, имеются необходи­мые жилищные условия, достаточный заработок или иной до­ход, предметы мебели и вещи для ребенка, что режим работы, если она имеется, не превышает нормальной продолжительно­сти рабочего дня и не позволяет уезжать куда-либо в команди­ровки, по времени превышающие рабочий день (если работы нет — наличие уважительных причин ее отсутствия); что у не­го есть возможность обеспечить посещение ребенком детских дошкольных учреждений и школы, получение им образования, возможность уделять необходимое время нравственному и фи­зическому развитию ребенка, наличие или отсутствие у него другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц;

что обстоятельства, характеризующая  обстановку, которая сложилась в месте проживания ответчика (уровень преступности в соответствующем населенном пункте, возможность получения образования, медицинской помощи, обеспеченность ком­мунальными услугами жилья, в котором может проживать ребенок, уровень заболеваемости населения, экологическая обстановка и др.), не могут оказать неблагоприятного воздействия

на воспитание и здоровье ребенка.                          |

Ответчику также необходимо доказывать другие обстоя­тельства, на которых он обосновывает свою позицию.

Суды в процессе подготовки дел к судебному разбиратель­ству устанавливают сторонам сроки:

1) истцу — для представления дополнительных доказа­тельств, подтверждающих приведенные выше обстоятельства, а также обстоятельства, на которые сторона намерена ссы­латься как на основание своих требований; .

2) ответчику — для представления письменных возраже­ний относительно исковых требований и доказательств, под­тверждающих перечисленные выше обстоятельства, а также обстоятельства, на которые сторона намерена ссылаться как на основание своих возражений.

Лица, не имеющие возможности представить истребуемые доказательства или представить их в указанный судьей срок, обязаны незамедлительно известить об этом суд с указа­вшем причин. Непредставление доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Суды разъясняют лицам, участвующим в деле, что они име­ют право в срок, установленный судом, ходатайствовать о про­ведении предварительного судебного заседания. В соответствии со ст. 152 ГПК РФ предварительное судебное заседание имеет своей целью процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебно­му разбирательству (под понятием распорядительных действий подразумеваются такие действия, которые влияют на судьбу дела в целом, например отказ истца от иска, заключение миро­вого соглашения между сторонами, признание иска ответчи­ком, уменьшение или увеличение исковых требований, изме­нение предмета или основания иска, которые выражаются в представляемых в суд заявлениях); определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разреше­ния дела (что особенно важно по сложным делам и преследует цель не только определить эти обстоятельства, но и объяснить сторонам, кто и что из них должен доказывать); установление достаточности доказательств по делу; исследование фактов про­пуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности (по этому основанию предварительное заседание назначается в слу­чае, если от ответчика поступает возражение на иск, в котором он ссылается на пропуск срока исковой давности). Необходимо отметить, что по делам, касающимся прав ребенка, ни о каких сроках исковой давности речи идти не может, поскольку эти права неразрывно связаны с личностью ребенка и подлежат особой защите.

Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предва­рительного судебного заседания. В предварительном судеб­ном заседании стороны имеют право представлять доказатель­ства, приводить доводы, заявлять ходатайства.

Итак, получив акт обследования и основанное на нем за­ключение по существу спора от органа опеки и попечитель­ства и закончив подготовительные мероприятия по делу, суд назначает его к судебному разбирательству.

Важная информация

  • ЕГЭ/ГИА 2020

    ЕГЭ/ГИА 2020

  • Программы

    Программы

  • План работы

    План работы

  • Родителям

    Родителям

  • 80 лет РО

    80 лет РО

  • Горячая линия ЕГЭ

    Горячая линия ЕГЭ

  • Горячая линия

    Горячая линия