Учитель живёт до тех пор, пока учится,
как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.
К.Д. Ушинский
В условиях реализации целей и задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», региональных проектов национального проекта «Образование» проблемы активизации методической службы приобретают особую актуальность. Главная цель на современном этапе для районной методической службы состоит в осуществлении методической поддержки образовательных организаций, способствующей развитию профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных организаций и повышению качества образования.
Приоритетными направлениями деятельности районной методической службы, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов, являются:
- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников по актуальным проблемам модернизации образования;
- создание условий для удовлетворения информационных, образовательных, методических потребностей педагогических работников образовательных организаций;
- содействие обобщению и диссеминации лучшего опыта педагогической деятельности педагогов;
- оказание помощи образовательным организациям в развитии творческого потенциала педагогов, в т.ч. средствами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- оказание методической поддержки педагогическим работникам Куйбышевского района при подготовке к прохождению аттестации.
Эти направления реализуются через организацию системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников, а также организацию системы практической работы со всеми категориями педагогов, включая работу районных методических объединений, консультации, конкурсы профессионального мастерства.
Система повышения квалификации педагогов играет важную роль в обеспечении системы образования квалифицированными, подготовленными на современном уровне педагогическими работниками. В среднем за прошедшие 5 лет, ежегодно повышают свою квалификацию около 50% педагогических и руководящих работников образовательных организаций, что говорит о создании в системе образования Куйбышевского района необходимых условий для реализации права работников на повышение квалификации. Основное число педагогов обучается в ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА – 9 по основным предметам учебного плана. Тематика остальных курсов повышения квалификации в основном затрагивает проблемы проектирования образовательной среды в условиях ФГОС общего образования. В связи с введением нового учебного курса учителя русского языка и начальных классов проходят обучение по программе «Русский родной язык: содержание и технологии обучения». Руководящие работники образовательных организаций проходят обучение по вопросам управления развивающей средой школы в условиях модернизации образования, развития воспитательной системы образовательной организации в контексте Стратегии развития воспитания в РФ, применения правовых и организационных аспектов противодействия коррупции в управлении образовательной организацией.
Наряду с очным обучением наиболее востребованным у педагогических работников района является использование дистанционных форм обучения для повышения квалификации, что дает возможность сделать сам учебный процесс удобным и индивидуально ориентированным.
С целью совершенствования предметных и методических компетенций учителей, в т.ч. в области формирования функциональной грамотности обучающихся, в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» 19 учителей района прошли обучение в ФГАУ ДПО «Центре реализации государственной образовательной политики и информационных технологий». Еще 4 учителя прошли обучение в этом же центре по проблеме «Подготовка российских школьников к участию в международных исследованиях ИКТ-грамотности».
Не менее важную миссию в системе работы методической службы по развитию профессиональной компетентности педагогических работников выполняют районные методические объединения педагогических работников (далее РМО). Всего в районе функционируют 16 РМО, руководят которыми опытные педагогические работники. Под их руководством содержание деятельности РМО строится в соответствии с приоритетными направлениями развития образования. На всех РМО систематически представляется инновационный опыт работы педагогических работников района, однако на заседаниях РМО он представляется без участия обучающихся. Исправить эту ситуацию помогают традиционные Дни открытых дверей в образовательных организациях района, во время которых общественности представляются результаты деятельности педагогических коллективов.
Кроме заседаний РМО и активного участия в Днях открытых дверей педагоги района традиционно имеют возможность представить опыт своей инновационной деятельности, участвуя в конкурсах профессионального мастерства.
Традиционно проводятся конкурсы на лучший сайт педагогических работников, конкурс проектов «Инновационная мозаика» и самый значимый для всех учителей конкурс «Учитель года».
Районный конкурс сайтов/страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» был проведен в целях популяризации создания и развития сайтов/страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет», поддержки и стимулирования деятельности педагогических работников, выявления и распространения лучшего опыта по созданию и развитию сайта педагога, эффективного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессионального стандарта «Педагог».
Стал уже традиционным районный конкурс инновационных образовательных проектов педагогических работников «Инновационная мозаика». Главными целями и задачами конкурса являются выявление и распространение педагогического опыта инновационной деятельности, поддержка и стимулирование педагогических работников к использованию инновационных технологий достижения конкурентоспособного качества в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения, создание банка инновационных проектов педагогических работников, формирование общественно-профессионального мнения о высоком инновационном потенциале педагогов Куйбышевского района.
Все проводимые конкурсы профессионального мастерства в той или иной мере формируют лидерскую позицию педагога, однако в наибольшей степени этому способствует ежегодный всероссийский конкурс «Учитель года» , который проводится в целях выявления талантливых педагогических работников, их поддержки и поощрения, повышения социального статуса педагогических работников и престижа педагогической профессии, распространения инновационного педагогического опыта лучших педагогических работников Куйбышевского района.
Далее подчеркнем, что в последние годы активно набирает популярность сетевое взаимодействие педагогических работников. За последние несколько лет значительно вырос уровень информационной компетентности педагогических работников, следствием чего стало увеличение количества педагогов, создавших свои персональные сайты или странички на сайтах сетевых профессиональных сообществ, на которых педагоги ведут активное общение со своими коллегами, размещают методические и практические материалы из опыта работы. В рамках реализации организационно-административных мероприятий, предусмотренных методическими рекомендациями по информатизации системы образования и воспитания, на районном уровне с сентября 2019 года ведется журнал учета создания и ведения педагогическими работниками сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет» при прохождении аттестации педагогических работников на квалификационную категорию. Продолжается активное участие педагогических работников и школьников Куйбышевского района в мероприятиях на сайте www.Единыйурок.рф:
Проводимая работа по повышению квалификации педагогических работников в области информационных технологий приобрела в 2020 году особую значимость при прохождении учителями курсовой подготовки в дистанционном формате, а также при организации дистанционного обучения обучающихся в связи с ограничительными мерами в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
В результате повышения квалификации педагогических работников, их заинтересованности в результатах своей педагогической деятельности, участия в мероприятиях конкурсного характера, а также в результате планомерной работы методических служб по сопровождению педагогов в межаттестационный период педагогические работники района успешно проходят аттестацию с целью установления соответствия занимаемым ими должностям и аттестацию на квалификационные категории.
По состоянию на 1 января 2021 года в образовательных организациях района всего работает 34% педагогов высшей квалификационной категории и 20% педагогов первой квалификационной категории. Наименьшее количество баллов педагогические работники при прохождении аттестации на квалификационные категории получают по показателям «Наличие публикаций опыта и соответствующих методических разработок», «Участие в деятельности экспертных профессиональных сообществ», «Наличие индивидуальной консультационной линии в сетевых профессиональных сообществах», «Активное участие в работе творческих групп, разрабатывающих образовательные проекты, программы по актуальным направлениям развития муниципального и регионального образования». В связи с этим в районе создаются условия для повышения творческой активности педагогических работников, для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие. И в этом заключается одна из основных функций методической службы, которая должна сопровождать педагогического работника в межаттестационный период.
Несомненно, вся проводимая работа способствует повышению профессиональной компетентности, методической грамотности руководящих и педагогических работников района, внедрению новых технологий, методов и форм работы. Но наряду с достигнутыми результатами имеются проблемы, над решением которых предстоит работа в дальнейшем. И оказание методической поддержки учителям с целью развития их профессиональной компетентности и повышения качества образования в условиях реализации целей и задач региональных проектов национального проекта «Образование» является приоритетной задачей районной методической службы.